Самые красивые лифты Петербурга. Часть 1

Лифт — это не только средство передвижения, но и произведение искусства. Увидеть уникальные примеры изящных подъемников прошлого века можно в подборке специалистов компании «МЛМ Нева трейд».

Лифтовый комплекс Витебского вокзала


Фото «МЛМ Нева трейд»

На Витебском вокзале еще в момент строительства в 1904 году были установлены сразу 11 подъемных машин разных типов. Этот лифт — № 11 один из самых крупных и важных. Он предназначался для спуска с платформы крупногабаритного багажа. Лифт работал от электромотора, скорость подъема составляла 500 мм в секунду.

Лифт и лифтовая шахта изготовлены в Петербурге на заводе «Ф.Ф. Сан-Галли» на Лиговском проспекте. Внизу под лифтом находится багажный тоннель, оборудованный горизонтальным транспортером.


Фото «МЛМ Нева трейд»

На станции были пассажирские и грузовые лифты трех типов: электрические, электро-гидравлические и оборудованные ручным приводом, на случай отключения тока. Лифт № 10 предназначался специально для подъема и спуска больных на носилках и в колясках. Увы, сегодня ни один из лифтов на вокзале не функционирует.

Лифт в доме Елисеевых


Фото «МЛМ Нева трейд»

Считается, что первый лифт в доходном доме в Петербурге появился в 1890-м году в доме Елисеевых на Фонтанке. От него уцелели лишь мелкие фрагменты декора первоначальной шахты. Строение со стороны улицы Ломоносова относится к тому же «жилому комплексу» и выстроено тем же зодчим — Гавриилом Барановским, но чуть позже, в 1891-1892 годах.


Фото «МЛМ Нева трейд»

Лифт предусмотрен в здании уже первоначальным проектом. От него уцелела почти комплектная шахта с обильным металлодекором. Она имеет необычную для сегодняшнего дня круглую форму. Предположительно, подъемник, как и лифты Витебского вокзала, изготовлен на заводе «Сан-Галли». Но есть и серьезное отличие — не только внешнее, но и техническое. Этот подъемник первоначально работал от парового двигателя. Для жилого дома это не слишком удобно. Дело в том, что паровые подъемники, изобретенные еще в 1835 году, хорошо годились заводам и шахтам — тем местам, где легко было всегда поддерживать в работе котел, но мало годились для зданий, где подъем и спуск нужно было осуществлять лишь эпизодически. Паровая машина требовала слишком много места и топлива для такой расточительности.

Лифт в Доме журналиста


Фото используется с разрешения его автора Юрия Баженова

Лифт в особняке Сухозанета появился при реконструкции здания под нужды Торгово-промышленного союза в 1910-1911 годах. Он стал одной из первых работ фирмы «Оригинальный лифт Штейна» в Санкт-Петербурге. Этот завод и конструкторское бюро также были известны как «Оригинальный лифт от Шиндлера и Штейна» благодаря сотрудничеству с швейцарской фирмой Schindler. Располагалось предприятие в Петербурге на Измайловском проспекте.


Фото «МЛМ Нева трейд»

Необычная деталь — лифт был гидравлическим. Первые машины такого типа были смонтированы в великокняжеских дворцах Петербурга в 1870-х. Они имели сразу две шахты — надземную, по которой ездила кабина, и подземный «стакан». В колодец помещался поршень, поддерживавший кабину. Когда лифт нужно было поднять — стакан заполняли водой, давление выталкивало поршень, а вместе с ним и лифт. Когда пассажирам нужно было спуститься — воду спускали. Благодаря этому обеспечивалась исключительная плавность хода. Редкая особенность — в лифте на Невском, 70 уцелела не только шахта, но и кабина. Сейчас к ней присоединен современный электрический движок.

Лифт в Доме Мертенса


Фото «МЛМ Нева трейд»

Один из наиболее сохранившихся лифтов Петербурга. Электрический подъемник был установлен в 1907 году. Это настоящий «немец», он был произведен в Берлине на предприятии «Сименс-Шуккерт». Именно компания «Сименс» была пионером электрического лифтостроения, ее инженеры впервые испытали электроподъемники в Германии в 1880 году. Лифт поставлен в «премиальной комплектации». В оформлении подъемника использованы ценные породы дерева, латунный и бронзовый металлодекор, хрустальное ограждение шахты, кожаные сидения. Пользоваться лифтом можно было лишь строго с помощью оператора. Он мог поднять до 400 кг за раз.


Фото «МЛМ Нева трейд»

В 1955 году подъемник прошел модернизацию, был заменен оригинальный силовой механизм, кабину, однако, что необычно для СССР, сохранили. Современный вид лифту придали в 2008 году при реставрации и реконструкции фирмой «Штейн», той самой, что когда-то установила подъемник в Доме журналиста.


Другие новости